Привет гостям! Раз вы пришли на наш сайт, значит так или иначе столкнулись с проблемой алкоголизма. Мы можем своим опытом доказать -- свобода от алкоголя реальна и она ближе, чем вы думаете. У нас есть нужные знания о зависимости. Регистрируйтесь, чтобы не пропустить что-то важное!

Сказка Колобок. Путь Солнца

Всё, что касается веры славян в до и постхристианское время на Руси.
Аватара пользователя
gav
Сообщения: 3334
Зарегистрирован: 30 июн 2018, 13:49
Откуда: Подмосковье
Контактная информация:

Сказка Колобок. Путь Солнца

Сообщение gav » 29 окт 2018, 21:45

Цикл солнечных инициаций ярко показан нам в хорошо известной всем с детства сказке «Колобок». С виду наивные русские сказки хранят в себе целый кладезь народной мудрости. Именно через сказку передавались знания из поколение в поколение. И благодаря этим источникам устного народного творчества, передаваемым из уст в уста до нашего времени дошли те крупицы знаний о верованиях и мудрости наших предков только стоит их правильно расшифровать. Недаром в народной традиции сказка оканчивалась определенной концовкой. И чаще всего концовка звучала: «Сказка ложь, да в ней – намек. Кто познал – тому Урок».
Если разбирать сказку «Колобок» как принято считать что это – круглый хлеб (круглый бок), который убежал от Бабы и Деда и катился по дорожке встречая зверей. Все выглядит достаточно с виду примитивно и по-детски. Обычная детская сказка. И все кажется просто с одной стороны. Но не стоит забывать, что сказки писались не только для детей. Слушал их и стар и млад. И если взглянуть чуть глубже, то слово Колобок можно услышать и в другой трактовке, а именно как КолоБог и тогда сказка приобретает совсем другое звучание. И если мы посмотрим на эту сказку, имея понятие о КолоГодном цикле, то мы увидим другую глубину и другой смысл данного произведения. И поймем тот урок, который пытался донести до нас далекий предок, сочинивший эту сказку.
И так, как выглядит путь Колобка, если взглянуть на него под другим углом, зная смысл праздников Большого и Малого солнечных крестов.
В данном случае в лицах Деда и Бабы, которые у нас присутствуют во всех русских сказках легко увидеть образы созидателей или это представители высших сил – Богов. Предположительно ими могли являться Сварог и Лада. В начале сказки высшие силы - боги, обеспечивают рождение Солнца - КолоБога. Вот КолоБог создан. Он как мы помним - младенец. Ему не сидится на месте, и он полный любопытства новорожденного малыша отправляется знакомиться с миром.
Катится по дорожке и на пути встречает Зайца. Заяц у нас в данном случае символ детства и здесь он обозначает пиковую ипостась Коляды – младенца. Период инициации – Громницу в КолоГодном цикле.
Стоит оговориться об инициациях у древних славян. Инициация проводилась через фазу смерти. Не в прямом смысле конечно. Но человек умирал на время для явного мира – опять же не физически, а только духовно, чтоб родиться заново в новой ипостаси. Умирала старая личность, чтоб появилась новая. Так умирала в человеке личность - младенец, чтоб дать место юноше. Так личность юноши уступала место воину. Личность девушки уступала место жене. Для этого проводился определенный обряд. Человека на время как бы уводили из явного мира от семьи, от рода инициируя уход за грань. И после возвращения он рождался заново новой личностью, оставляя за гранью все, что принадлежало прошлой личности. Либо его уводили жрецы на обряд, либо были в деревне женщины жрицы Мары (в сказочных образах они олицетворяются в виде Бабы Яги). Для проведения обряда использовали различные методы. Человека могли на время погружать с головой в воду - в реку, так как она ассоциировалась часто с гранью и рекой Смородиной – границей между Явным и Навьим мирами. Использовали печь (образ женского полового органа, принцип перерождения). Баню – так же место грани меж мирами. Уводили в лес или в специальную избу (в сказках Избушка Бабы-Яги в лесу, где была жрица Марены – богини смерти). И многое другое. Для каждой ипостаси взросления, как для мужчин, так и для женщин были свои обряды. Но суть одна - умирала одна часть личности человека, чтоб родилась новая. В данном случае встречи зверей в сказке Колобок это и есть как раз периоды прохождения маленьких инициаций и в конце большая инициация – смерть физическая. Так же как у человека. Тут стоит оговориться, что по верованьям славян они проживали не одну жизнь. Душа рано или поздно после смерти возвращалась в Явный мир, и жизнь начиналась заново.
В случае встречи с Зайцем мы видим переход от младенчества в юность. В жизни человека так же проводились подобные обряды, и при этом ему давалась другая форма одежды. Вместо рубашонки младенца (мальчики и девочки носили одинаковую одежду в возрасте младенчества) мальчику меняли одежду на штаны и рубаху приближенная к взрослой – мужской. А девочке – девушке на рубаху и сарафан – взрослая женская одежда.
Вспоминаем слова зайца – «Колобок, колобок я тебя съем». Смысл этой фразы понятен – уведу за грань. Мы помним по сказке, что колобок успешно избегает гибели – отделавшись песенкой, проходит инициацию и движется к новой ипостаси.
КолоБог – становится юношей и далее встречает на пути Волка. Хочется здесь отметить, что Волк в славянской традиции – это не отрицательный персонаж. Отрицательные черты ему уже придали в традиции христианской из-за страха (волки держали в страхе целые деревни, нападали в лесу, губили скот). Но, как известно волков и по сей день называют санитарами леса. Волк предпочитает слабую или больную дичь и без нужды не убивает, в сытое лето практически не опасен. В славянской традиции он являлся тотемным животным олицетворяющим символ первопредка. Волка уважали за мудрость. Часто в сказках он представал как помощник и проводник (например «Иван Царевич и Серый Волк»). В данном случае в сказке он представитель той ярой силы, что бушует в природе в период Ярилы. И от Волка уходит КолоБог, и перейдя в новую ипостась мужчины, движется к Медведю.
Медведь - Перунов день - это время между уборкой яровых и севом озимых. Второй аспект - княжеский (королевский): Громовержец у славян являет собой не только отца воинов, но и божественного Властителя, бога князей. Но если яростная воинская сила у нас ассоциируется с волком, то спокойная мощь и мудрость настоящего властителя - совсем с другим зверем - с Медведем, которого на Руси недаром зовут Хозяином. И далее КолоБог у нас движется к Лисе.
Лиса - последний зверь в этой цепочке и занимает в нашей последовательности особое положение. Во-первых, Лиса, обрывает закономерность нарастания могущества зверей на «пути Колобка». А во-вторых, она обрывает и самый этот путь. Лиса здесь олицетворяет Мару – богиню зимы и смерти. И часто на иллюстрациях к сказке мы видим Лису в женском образе, тогда как остальные звери у нас в мужском. На Лисе сарафан и кокошник. Так же у всех северных европейцев праздники и обряды, приходящиеся на первые числа ноября, связаны со смертью. Это и кельтский Самайн, и славянская Велесова ночь - дни почитания мертвых… И после этого на землю приходит власть Зимы. Зима начинает входить в свои права. Соответственно в Явный мир приходит Богиня Мара (Марена – богиня зимы и смерти). Умирание Колобка-Солнца именно в этой точке годового круга более чем закономерно. В это время по преданиям грань между Явным и Навьим Миром (миром мертвых) истончается «до прозрачности». И неслучайно Колобка здесь встречает именно Лиса, а не иной зверь. Согласно древним представлениям, лиса нередко сопровождала души мертвых в загробный мир, а иногда и просто считалась воплощением души умершего. В народном сознании лиса прочно ассоциируется с ночью или сумерками (в Сибири, например, сумерки называли «лисьей тьмой»); это хорошо видно и на материале русских сказок. Так, в сказке «Петушок-золотой гребешок» именно Лиса прячет под землю Петушка - «бессменного» предвестника утренней зари…
…Следует отметить, что для самых северных европейских народов наступление Тьмы в начале ноября - не только символ перехода года через определенную магическую грань, но и объективная реальность. Скандинавских странах это время, «Зимних Ночей», - наступление времени, когда Солнце уже почти не показывается над горизонтом…
Вот так воспринимается с виду примитивная сказка «Колобок» если на нее взглянуть с точки зрения Славянской традиции.
(с)
Счастлив, свободен и трезв.
Изображение
Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной, идем дорогой трудной, дорогой не прямой.