Русские колядки и их типы.

Всё, что касается веры славян в до и постхристианское время на Руси.
Ответить
Аватара пользователя
gav
Russia
Модератор
Сообщения: 17180
Зарегистрирован: 30 июн 2018, 13:49
Имя: Алексей
Откуда: Химки
Контактная информация:

Русские колядки и их типы.

Сообщение gav »

Часть I.

Русским новогодним песням в истории фольклористики не посчастливилось.

До сих пор сохраняется отношение к русской колядке, как к чему-то наносному, неоригинальному, находящемуся с давних пор в состоянии полного упадка. Однако изучение русских колядок приводит к убеждению, что новогодняя песнь великорусов была порождена трудом и бытом народа-земледельца и в силу разных причин весьма четко сохраняла еще на грани XIX—XX вв. свои архаические индивидуальные формы, позволяющие видеть в ней аграрно-магическую поэзию.

Наименования русских новогодних песен, исполнявшихся в кануны главных зимних праздников —различны. Их называют: «коляда», «овсень», «виноградье»; последние два наименования на одной территории не встречаются. Если первое из указанных названий — общеславянское, то два других являются исключительно русскими.

В большинстве местностей русское население не разделяло песен соответственно их названиям по праздникам, это отличает восприятие русскими своей новогодней поэзии от восприятия её, например, украинцами. Русские сохраняли обряды как целостный цикл, относимый ко всему новогоднему периоду, а не как раздробленные детали. В этом отразилась старая традиция счета времени по периодам, а не по дням календаря.

Документы XVI—XVII вв. сохранили сведения о русских новогодних обрядах и песнях, довольно полно перечисляя их и указывая на их широкое распространение. Упоминание в «Стоглаве» «нощного плещевания и бесчинного говора», «бесовских песен и плясания» в навечерие рождества Христова, святые вечера и в навечерие богоявления, запреты, «чтоб с кобылками не ходили и на игрища б мирские люди несходилися. . . и коледу бы и овсеня, и плуги не кликали», в различных вариантах (а иногда слово в слово) повторяются в грамотах и других исторических памятниках. «Ведомо нам учинилося, — значится в грамоте Алексея Михайловича, датированной 1649 г., — что на Москве, наперед сего в Кремле, и в Китае, и в Белом и в Земляном городах, и за городом, и по переулкам, и в черных, и в Ямских слободах по улицам и по переулкам, в навечерни рождества Христова кликали многие люди Коледу и Усень. . .». Самое сообщение о том, что «ведомо учинилося», с подробным перечнем мест, где наблюдались новогодние обряды, свидетельствует, что запрет был направлен против общераспространенного явления.

Обряд колядования, несмотря ни на какие преследования, пережил направленные против него грамоты и в ряде местностей сохранил даже названия песен, упоминавшихся в XVI—XVII вв. Названия песням даются по припеву, имеющему форму восклицания (отсюда: кликать коляду, кликать овсень). Песни с припевом «коляда, ой, коляда!» распространены по всей территории России, но в ряде районов уступают место своеобразным русским формам. Такой формой в северных районах (на территории новгородской колонизации) было виноградье. Центральная полоса России и Повольжье (в основном районы московской колонизации, за исключением Вологды) имеют своей областной формой овсень. Южнорусские области, частью среднее и нижнее Поволжье, отчасти казачьи районы, не имеют своего четкого областного типа песни. В Воронежской, Курской областях, на Брянщине, на Дону, под Астраханью и вверх по Волге вплоть до Саратова обнаруживается перекрещивание типов новогодних песен.

В этих местностях разные русские песни смешиваются с украинскими; наблюдается одновременное бытование овсеня, русской и украинской колядки, украинской щедривки. Появление смешанного типа новогодней песни в этих местах было обусловлено тесными культурно-историческими связями русского народа и украинцев, их взаимовлияниями, ролью переселенцев с Украины, переносивших в новые места свои национальные обычаи и обряды.

По материалам книги В.И. Чичерова «Зимний период русского народного земледельческого календаря»
Алексей Грогуль, психотерапевт в модальности Транзактный Анализ.
Продвинутый Практик ТА (СОТА)
Кандидат на звание сертифицированного транзактного аналитика в области психотерапии.
Индивидуальная, семейная, групповая терапия.
Мои контакты
Моя книга

Я не пью 6 лет 0 месяцев 23 дней

Аватара пользователя
gav
Russia
Модератор
Сообщения: 17180
Зарегистрирован: 30 июн 2018, 13:49
Имя: Алексей
Откуда: Химки
Контактная информация:

Русские колядки и их типы.

Сообщение gav »

Часть II.

В отношении русской новогодней поэзии следует говорить о двух ее видах:
1) среднерусском и поволжском (овсень)
2) севернорусском (виноградье).

Овсени не известны ни на великорусском севере, ни в Белоруссии, ни на Украине. Их северная граница проходит южнее б. Новгородской губернии (для районов Новгорода характерны колядки вообще без припева); попутно укажем, что в б. Новгородской губернии нередко встречались обряды смешанного типа.

Далее граница идет по направлению к Казани, захватывая средние и южные районы бывших Тверской, Ярославской и Владимирской губерний. В северных районах названных губерний преобладают песни с припевом «коляда». Выходя на Волгу, овсень распространяется по всему Поволжью (захватывая и более восточные области, например, б. Оренбургскую губ.) вплоть до Астрахани; начиная с среднего Поволжья к Астрахани с овсенем уживаются виды украинской новогодней песни. Наиболее типичен овсень для районов, группирующихся вокруг Москвы, Владимира, Горького, Рязани. Южная граница овсеня устанавливается значительно менее четко благодаря взаимовлияниям с украинским фольклором; в Курской, Воронежской и соседящих с ними с востока областях встречаем сочетание овсеня с воспринимаемыми от украинцев новогодними щедровками.

Границы распространения овсеня не случайны. Центр этого обрядового песенного типа находится в землях или принадлежавших Москве еще в середине XV ц. (до падения Новгорода) или соседивших и боровшихся с ней областей (Тверь, Рязань), но связанных с культурой крепнувшей Москвы. Объединительная роль Москвы определила сохранение на многие столетия в ее владениях традиционных черт местной культуры, а вместе с тем и культурных явлений северных и южных областей, объединившихся под властью московского князя. Средняя Россия образовала особый комплекс явлений культуры, условно обозначенный как «переходный тип» (в тоже время вполне оригинальный и своеобразный). Так, например, московский диалект, типичнейший среди переходных русских говоров — стал основой для русского литературного языка; московская литература XVI—XVII вв. стала преддверием новой русской литературы XVIII и последующих веков.

Цитированные документы истории и сопоставления с данными материальной культуры, языка и прочими свидетельствуют, что в Московской Руси овсеневые песни и самый обряд существовали в развитых формах. Претендуя в то время на практическое, а не на игровое, развлекательное назначение (запреты закономерно ставят новогодние обряды в один ряд с народными суевериями и заклинательными действиями), новогодние обряды должны были отразить в своей форме и направленности не только производственные моменты, но и семейный и общественный строй народа.

Новогодние заклятия, предрекающие благополучие, урожай, плодовитость и плодородие, прямым и непосредственным образом связаны с основной ячейкой родового строя — семейной общиной или большой семьей. В силу различия в историческом развитии народов образуются разные типы семейной общины; их своеобразные черты четко выявляются, например, при сопоставлении великорусской большой семьи и южнославянской задруги. Отличия типов семейной общины были сформулированы Косвеном: «Один тип характеризуется полной сохранностью, наряду с коллективным производством и потреблением, начала коллективной собственности. Этому соответствует стойкий демократизм внутренних отношений и управления такой общины. Глава ее, будь то старший по возрасту или молодой, обычно выборный, далеко не обладает неограниченной властью, во всем существенном советуется со взрослыми членами семьи, его дисциплинарная власть ограничена и т. д. . Другой тип, при наличии сохраняющегося коллективного производства и потребления, обнаруживает проникновение в семейную общину начала частной собственности в виде если не полного ее утверждения, то резко выраженной тенденции главы семьи, деда или отца, стать не только неограниченным распорядителем хозяйства, но и полным собственником всего семейного имущества, в том числе и личных заработков членов семьи. Соответственным образом резко вырастает и его личная власть, превращающаяся в деспотическую. Два указанных типа семейной общины можно, по-видимому, считать двумя историческими ее формами: более архаической, первобытно-демократической, и более поздней, представляющей собой патриархальное перерождение большой семьи, которую можно назвать деспотической».

Применяя это обобщение к тем формам семьи, которые существовали у славян, следует сказать, что задруга представляет собой первобытнодемократический тип, великорусская же большая семья — тип более поздний, обусловленный более сложной культурой народа. Совершенно справедливы указания Косвена на то, что тип отцовской семейной общины находит наиболее отчетливые формы у русских, тогда как для других восточных славян — белорусов, и, по всем данным, украинцев, так же как для южных славян, характерен преимущественно первобытно-демократический тип.
Алексей Грогуль, психотерапевт в модальности Транзактный Анализ.
Продвинутый Практик ТА (СОТА)
Кандидат на звание сертифицированного транзактного аналитика в области психотерапии.
Индивидуальная, семейная, групповая терапия.
Мои контакты
Моя книга

Я не пью 6 лет 0 месяцев 23 дней

Аватара пользователя
gav
Russia
Модератор
Сообщения: 17180
Зарегистрирован: 30 июн 2018, 13:49
Имя: Алексей
Откуда: Химки
Контактная информация:

Русские колядки и их типы.

Сообщение gav »

Часть III.

Есть все основания предполагать, что особенности родового строя у русских и у других славян определили различия у них обряда колядования.

Двум типам семейной общины соответствуют два типа этого обряда: обобщенный и дифференцированный. Оформившись в период полного развития полнокровного существования родового строя у славян, эти обрядовые типы сохранили свои особенности и в период разложения и даже исчезновения у некоторых народов семейных общин; в обрядовом цикле нового года исчезновение их более всего сказалось не на порядке проведения действа и исполнения текстов, которые часто остаются теми же, а на изменении темы, содержания и образов песен, на характере высказываемых пожеланий.

Указанные два типа обряда колядования следующие:

1. Дифференцированный тип обряда. Обряд проводится с учетом каждой индивидуальности, входящей в состав семейной общины (иногда учитываются также лица, не входящие в нее, но случайно оказавшиеся в данном доме в момент прихода колядующих). Внешним признаком этого типа обряда служит колядование у дома и в доме и дифференцированные колядки, с которыми обращаются к каждому отдельному человеку, желая ему личного благополучия и счастья его семье.

2. Обобщенный тип обряда. При проведении обряда имеется в виду семейная община в целом (большая семья), обряд обращен к главе семьи. Для большой семьи в настоящее время принят термин «отцовская» (остальные ее члены упоминаются по связи с ним). Внешним признаком обобщенного типа является колядование у дома или в самом доме и общая колядка, в которой высказывается пожелание благополучия семье в целом.

Дифференцированный тип обряда достаточно полно описан в научной литературе; он представлен в первую очередь колядованием украинцев, болгар, румын, а также единым с ним по существу «кликаньем коляды» у других славян. Особняком стоит великорусский обряд, до сих пор не исследованный; он должен быть охарактеризован как обобщенный тип обряда. Различия между русским колядованием и колядованием других славян обнаруживаются даже при беглом сопоставлении их схем.
Новогоднее колядование украинцев, болгар и других славян, как и румын, требовало длительной и достаточно сложной подготовки, обусловленной широтой и разнообразием песенного репертуара, включаемого в обряд. Задолго до праздненства создавались одна или несколько групп по 5—7 (иногда больше) человек в зависимости от того, как велика деревня и как колядующие разделили ее между собой. Каждая группа колядующих выбирала себе учителя — какого-нибудь знатока песен — и обязывалась подчиняться приказам его или его помощника. К колядующим в ряде случаев, присоединялся музыкант, нередко исполнявший обязанность мехоноши (сборщика подаяния).

У русских обряд колядования приобрел другие формы. Имея обобщенный характер, он не требовал специальной подготовки к величанию отдельных лиц и, естественно, исключал необходимость периода специальной подготовки под руководством главаря-учителя. И. Снегирев писал: «В Рязанской губернии молодые молодки и красные девицы, собравшись для прославления овсеня, приходят под окна дома; одна из них называется мехоноска и несет кошель для поклажи подарков. Они спрашивают под окном или у дверей избы: «Велит ли хозяин проклинать овсень?» Получив согласие, поют».

Организация колядового обхода у русских и других славянских народов была различна; она обусловливалась последовательностью стадий в развитии обряда, изменявшегося соответственно состоянию семейной общины. У русских обряд не был деформированным, распавшимся и утерявшим характерные черты; он был обрядом, естественно изменившимся с утверждением в быту отцовской большой семьи, и соответствовал стадии патриархального перерождения семейной общины. Указанная форма великорусского обряда и песен, входящих в него, получила типическое выявление в районе средней России и Поволжья — на территории Московской Руси.

Несмотря на отмеченные различия в основных типах колядок, они, являясь частью единого сельскохозяйственного бытового обряда, имели сходные черты в отношении к христианско-религиозным верованиям. Православная церковь русского средневековья выводила колядование за пределы выполняемого ею ритуала и боролась с ним.
Великорусские колядки во всех их формах сохранили языческо-мирские черты.

В русскому быту колядки остались чуждыми христианским молитвам и рождественским школьным стихам. В этом принципиальное отличие великорусских колядок от колядок других народов, включая даже украинцев и белорусов. Эта особенность русской новогодней поэзии объясняется наличием в ней более архаических черт, сохраняемых в результате борьбы с древними аграрными обрядами московского официального православия, объявившего себя в период создания русского многонационального государства (XVI в.; ср. также XVII в.) хранителем «древнего благочестия» восточноевропейской церкви и развернувшего не только борьбу с «латынянами» западного христианства, но и с пережитками аграрной магии, с народными верованиями, так называемым бытовым православием.

По материалам книги В.И. Чичерова «Зимний период русского народного земледельческого календаря».
Алексей Грогуль, психотерапевт в модальности Транзактный Анализ.
Продвинутый Практик ТА (СОТА)
Кандидат на звание сертифицированного транзактного аналитика в области психотерапии.
Индивидуальная, семейная, групповая терапия.
Мои контакты
Моя книга

Я не пью 6 лет 0 месяцев 23 дней

Ответить